Сайт stolyarov.info переехал на новый сервер (см. stolyarov.info). Версия, которую вы видите, оставлена работать на неопределённое (но вряд ли продолжительное) время на случай выявления ошибок при переносе контента.
Если вы видите ЭТО по адресу stolyarov.info или www.stolyarov.info — это значит, что ваш DNS-сервер всё ещё отдаёт старую информацию по этим адресам.
Соц. сети
Добрый день, Андрей Викторович! У меня к Вам вопрос, который беспокоит меня пару месяцев. Я транслирую в своих социальных сетях тему насилия над женщинами, феминизма, является ли это информационным насилием? Я долгое время была уверена в том, что это не информационное насилие, ибо я не принуждаю никого быть подписанным на меня, смотреть, читать мои убеждения, НО моя психотерапевтка сказала, что люди не всегда могут понять, что это причиняет им дискомфорт, вред, раздражение и всё равно продолжать смотреть, либо они могут понимать, что им это не нравится, но не могут взять и отписаться, перестать смотреть, скрыть, заблокировать. У меня бывают случаи, когда на мои видео и посты некоторые люди просят, чтобы я не писала об этом, но я отвечаю, что это моя страница и я могу транслировать в ней свои взгляды и убеждения, если этому человеку не нравится, то он может отписаться. Так же, бывают случаи, когда моё видео, пост или фотографию соц.сети рекомендуют другим людям, т.е. они совершенно случайно могут наткнуться на мой контент и я могу оказать влияние на них, без их согласия. Я не понимаю, где истина. Я хочу транслировать о каких-то проблемах, но так глупо выступать против насилия и самой совершать информационное насилие. Что делать? Прошу Вас помочь мне разобраться.
Ответ на ваш
Ответ на ваш вопрос одновременно прост и сложен, поскольку, с одной стороны, здесь довольно просто сказать, где насилие есть и где его нет, но, с другой стороны, сложно объяснить правила, по которым это определяется. Но я попробую.
Антиподом насилия является свобода; собственно говоря, свобода в классически-либеральном смысле есть отсутствие насилия, не более того. Ну а насилие (над кем-то) — это любое действие, объектом которого является тело или имущество этого "кого-то", причём этот "кто-то" на сие действие не дал согласия.
Дальше начинаются странные эффекты с пониманием. Я не случайно выделил слово "действие"; бездействие насилием быть не может (вот вообще, никак, никогда, ни при каких условиях, даже если на ваших глазах гибнет сто человек и вам достаточно пошевелить пальцами, чтобы их спасти — возможно, если вы решите пальцами не шевелить, это будет достойно осуждения, но это никак не будет насилием). Т.е. насилие — это только и исключительно активное действие.
Далее, почему-то не все понимают, что согласие как таковое может быть выражено только активным действием и притом только таким, к которому индивида не принуждают. Но — может. Здесь можно дать отвлечённый пример: надпись на дверях некоего полузакрытого клуба вроде "в помещении за этой дверью действуют определённые правила (и подробное перечисление правил); входя, вы тем самым полностью и безоговорочно эти правила принимаете". Здесь возможны всякие "ограничения на мелкий шрифт" — скажем, если перечисление тех правил занимает сто страниц или они воспроизведены таким шрифтом, что невозможно прочитать, то возможны варианты — я бы не сказал, что можно всерьёз рассматривать такое "согласие", о котором сам соглашающийся узнал с удивлением и уже после того, как "согласился". Но это уже технические детали.
Ну и последний тезис, который непонятен едва ли не большинству людей. Необходимо всегда, везде, без исключений предполагать вменяемость и дееспособность всех действующих лиц и их способность самостоятельно оценивать собственные интересы и принимать решения в собственных интересах — даже тогда, когда это "очевидно" не так. Вплоть до того, что если человек собирается сам себя сжечь, никто не должен быть вправе ему мешать, коль скоро он сжигать собирается только сам себя и при этом не пострадает чьё-то, кроме его собственного, здоровье и имущество. Так называемый патернализм — оправдание насилия "собственным благом" того, кого подвергают насилию — это один из двух корней всего мирового зла (если интересно, второй из двух — служенчество, т.е. явление, при котором индивид рассматривает некие "ценности" как нечто более важное для него самого, нежели он сам, и принимается этим "ценностям" служить, наплевав на собственные интересы и часто на собственную жизнь; причём сами по себе ценности тут совершенно не важны, т.е. не имеет значения, чему конкретно человек решил служить, важен сам факт служенчества; если искоренить служенчество и патернализм, зла в мире практически не останется, не будет ни войн, ни терроризма, только иногда будут возникать всякие маньяки, но их всегда было, есть и будет ничтожно мало).
Вернёмся теперь к вашему вопросу, но вынесем временно "за скобки" так называемые "социальные сети", которые вовсе никакие не сети — в них, увы, есть некая дополнительная сложность, к которой мы вернёмся позже. Итак, допустим, вы делаете то, о чём рассказали, не в "соцсетях", а сделали для этого свой собственный сайт, существующий по вашим собственным правилам. Такой сайт — это ваше имущество и ваша территория, а значит — вы можете им распоряжаться как хотите. Когда кто-то приходит на ваш сайт и читает его — это не ваше, а ЕГО активное действие, т.е. сайт сам по себе не может быть насилием, чтО бы там ни было опубликовано. Любые попытки третьих лиц заявить, что чего-то вы, видите ли, там публиковать не должны (по каким бы то ни было причинам, исключая разве что ваши собственные добровольные обязательства чего-то не публиковать) — это та самая цензура, которая является информационным насилием сама по себе.
Классическое возражение тут таково, что человек может попать на ваш сайт по чьей-то ссылке или через поисковик, не зная, что там такое его ждёт. Но справиться с этим проще простого. На главной странице сайта должно быть вооооот таких размеров (реально огромное, возможно. во весь экран) предупреждение, что автор сайта оставляет за собой право публиковать контент любого рода без оглядки на то, как этот контент может повлиять на посетителя или на кого бы то ни было ещё, если вас это не устраивает — немедленно покиньте сайт. Продолжая чтение, вы соглашаетесь на получение абсолютно любого контента и выражаете свою готовность самостоятельно прервать чтение, если контент покажется вам неприемлемым или нежелательным.
Технически тут остаётся шероховатость — посетитель по ссылке может попасть не на главную страницу, а сразу куда-то внутрь. Но это технически же и решается, либо посетителю, принявшему условия, устанавливается кука, и пока её в браузере посетителя нет — его по любым ссылкам выкидывает на главную страницу сайта; либо (если не хочется заморачиваться со сложной реализацией сайта на стороне сервера) — предупреждение тупо размещается вверху КАЖДОЙ страницы. Всё, насилие в этом случае полностью исключено, а что кто-то там "не может" просто развернуться и уйти — это уже его проблемы, которые реально могут иметь место, но это проблемы НЕ ВАШИ.
Между прочим, что люди реально не могут прервать чтение или разговор — это просто факт, это действительно так и есть. Именно поэтому я всегда (ну, не всегда, а с тех пор, когда впервые с этим столкнулся — на первом курсе, т.е. в 1992 году) считал миссионерство самым тягчайшим преступлением против человеческой личности и продолжаю считать, что если кто-то где-то предлагает вам "поговорить о боге" (просто подойдя к вам на улице или, например, как это делают проклятые иеговисты, позвонив в дверь квартиры) — у вас должно быть право в ответ, ни слова не говоря, открыть огонь на поражение из огнестрельного оружия, и это должно рассматриваться как необходимая самооборона. Ну или по крайней мере, если соглашаться с "делегированием каких-то там прерогатив полиции" (с чем лично я соглашаться не собираюсь) — должна быть возможность заявить в полицию, чтобы очередного миссионера повязвли и посадили лет на десять, а лучше пожизненно. Но миссионерство, которое мы по-прежнему, увы, видим на улицах, отличается от поддержки собственного сайта одним крайне важным моментом: здесь активное действие совершается миссионером, оно направлено на ваше тело (да, блин, барабанные перепонки в ушах, воспринимающие его речь, и сетчатка глаз, воспринимающая всякие картинки, какие любят демонстрировать те же иеговисты), а вы своего согласия (напомню, собственным активным действием) не давали. Так что миссионерство — это насилие, настоящее, жёсткое насилие. Но вот если тот же самый миссионер не будет гоняться за жертвами по улицам, а будет сидеть за закрытой дверью, на которой будет написано что-то вроде "заходя сюда, вы соглашаетесь на полученеие информации, которая может разрушить целостность вашей личности" — то тогда ни о каком насилии уже речи не пойдёт.
Последнее, о чём осталось сказать — это соцсети. Вот тут да, все эти рекомендательные механизмы оказываются на грани фола. А возможно, что и за гранью. В том смысле, что индивид может набрести на ваши тексты, не понимая, чем это может для него обернуться и не давая нигде ни в какой форме никакого согласия. Вот что с этим делать — извините, не знаю. Лично я просто не пользуюсь этими вашими "соцсетями", и всё. Я даже не уверен, что буду дальше выкладывать ролики на youtube. С другой стороны, на каждом сайте такого рода есть свои правила, и пока ваш контент им соответствует — подозреваю, всё чисто; согласие с правилами сайта (в том числе и "соцсети") каждый выражает самим фактом регистрации там.
Информационное насилие: о рекламе
Доброго времени суток, Андрей Викторович. У меня вопрос по теме ИН о рекламе, в частности о наружной рекламе. А как же тогда быть с вывесками названий магазинов? По сути это наружная реклама магазина, которая создает такое же информационное насилие, но мне тяжело представить себе жизнь в городе, в котором не понятно, где есть магазин продуктов, а где аптека. Как Вы себе представляете подобную жизнь?
Наиболее
Наиболее правильно, конечно, издавать справочники, указывающие, где что находится; кому нужно, тот залезет в справочник, а кому не надо — тому не надо. Но вывески, в принципе, тоже могут иметь место — если, скажем, будет единая нейтральная форма таких вывесок, подобно тому как существует унифицированный формат табличек с названиями улиц и номерами домов. Хотя, конечно, в этом случае будет определённая проблема с "маркетинговыми" названиями магазинов, их нейтральными сделать тяжело (хотя можно).
Пожертвования
Спасибо за книги! Из стран СНГ, как я понимаю, пожертвование отправить не получится?
Возможно, что
Возможно, что (технически) получится, но я прошу этого не делать.
Спасибо Вам, за Ваши труды!!!
Андрей Викторович, возможно пишу не в ту тему, но спасибо Вам огромное за Ваши книги, видео и все Ваши труды. Познакомился с ними немного менее года тому назад и продолжаю это делать с удовольствием и досадой, что не узнал о них раньше! К сожалению разменял уже четвертый десяток, и не смогу стать Вашим студентом, но всем, кого Вы обучаете, по доброму завидую!!!
Здоровья Вам, всего, всего самого хорошего, успехов в Вашем нелегком деле!!!
Новостная лента
Здравствуйте, будете ли прикручивать Atom/RSS к видеоблогу? Хотелось бы.
Планирую, а там
Планирую, а там как сложится.
Продажные веб-макаки, маркетолухи и js-вакханалия
Комментарий к ролику "Информационная безопасность: безобидный гипертекст и коварный джаваскрипт".
Распространение js-заразы обусловлено лавинообразным ростом числа маркетолухов. Весь этот т.н. "язык" веб-"разработки" по своей сути представляет собой инструмент сбора информации о пользователе. Веб-макаки, сующие куда только можно свои поганые js-скрипты, являются ярким примером не только профессиональной непригодности, но также и наглым образом плюют на потенциальных посетителей веб-ресурсов. Веб-поделия, жрущие гигабайты оперативной памяти и при этом дико тормозящие даже на не слишком старых машинах - особый предмет гордости типичной веб-макаки. Впрочем, ничего удивительного в этом нет - ведь тренды в т.н. веб-"разработке" задают маркетолухи.
Однако веба js-макакам оказалось мало. Особо ретивые особи кинулись "осваивать" иные области посредством применения поделия под названием js. Эти недоразработчики уже пытаются войти в эмбеддинг(!!!) со своим недоязыком. Особо двинутые на голову джеэсники даже создали САПР схемотехнического проектирования, работающий в браузере... Ну, чтобы "модно, стильно, молодёжно". Вообщем вся эта js-вакханалия переросла в особо острую форму и уже даже особо не удивляешься какому-нибудь перлу от веб-макаки в духе "ядро Linux написано на Java".
Молодёжь, ни в коем случае ни идите в веб-разработку. Современная веб-разработка - это адское болото, в котором заправляют маркетолухи.
Алаверды
Я бы ещё добавил, что вакханалия не ограничивается только JS. Похоже, пора всерьёз пересматривать отношение к интерпретируемому исполнению как таковому, ибо в последнее время вокруг что-то слишком много сторонников того же Питона.
Добрый день!
Добрый день! Планируется ли продолжение серии видеолекций по информационному насилию?
Я бы не сказал, что это лекции
... но продолжение планируется. Для этого уже лежит видеокамера и куплен (специально) комп с быстрым процессором. Осталось только выкроить полдня, чтобы освоить, наконец, видеомонтаж.
Закон о болванках
Просьба, если будете делать видео на эту тему, выяснить, как работает данный закон сейчас и рассказать об этом.
Все-таки, добавляйте ссылку на этот сайт в описании к видео. В описание канала не все заходят, а от одной ссылки ничего плохого не произойдет. Это похоже на указание ФИО и контактов в конце эл. письма.
Спасибо за интересный цикл роликов
Здравствуйте, Андрей Викторович!
Хотелось бы поблагодарить Вас за интересный и содержательный материал и заодно задать некоторые вопросы.
В выпуске от 24 июля Вы говорите, что неизбежные (на данный момент) виды информационного насилия можно преодолеть с достижением индивидуального бессмертия. Не очень ясно, почему так. Т.е. понятно, почему инфонасилие нивелируется в мысленном эксперименте Поппера, который Вы описали, но в нём не видно прямой связи с бессмертием.
Второй вопрос относится к ролику от 4 августа. Интересно, считаете ли Вы концептуально удачными (с точки зрения альтернативы привычной рекламе) сервисы поиска, сравнения и приобретения разных товаров и услуг вроде Яндекс.Маркета, Авито и т.п.? Они первыми пришли на ум, когда вы заговорили о справочных системах. Конечно, реальность такова, что и на них присутствует привычная реклама.
Наконец, последний вопрос не относится напрямую к содержанию Ваших материалов, но т.к. Ваш видеожурнал живёт и на YouTube, то спрошу. Лично меня впечатлила недавняя история с агрессивным цензурированием со стороны администрации русскоязычного YouTube роликов Дмитрия Иванова (kamikadzedead), накрутками дизлайков роликам Навального и пр. Что бы Вы делали, если бы попали под подобное давление администрации сервиса? Можно ли на Ваш взгляд эффективно бороться с интернет-монополиями, сросшимися с политтехнологами, вроде Google и его региональных подразделений? Если да, то как?
почему
почему инфонасилие нивелируется в мысленном эксперименте Поппера, который Вы описали, но в нём не видно прямой связи с бессмертием.
Речь идёт о двух принципиально разных случаях информационного насилия: (1) общественные места (точнее, места неограниченного посещения, вроде улиц) и (2) воспитание детей.
"Абсолютно абстрактное общество" имени Поппера исключает общественные места как класс, поэтому исчезает и первый из двух рассматриваемых в том ролике случаев информационного насилия. Ко второму (воспитанию детей) это никакого отношения не имеет.
Ну а исключить информационное насилие в виде воспитания детей можно будет лишь тогда, когда не будет детей. Последнее, в свою очередь, возможно лишь после достижения индивидуального бессмертия.
Интересно, считаете ли Вы концептуально удачными (с точки зрения альтернативы привычной рекламе) сервисы поиска, сравнения и приобретения разных товаров и услуг вроде Яндекс.Маркета, Авито и т.п.?
В принципе, до определённой степени, конечно, да, только тут есть загвоздка. Эти сервисы в их нынешнем виде действуют в интересах продавца. Идеальные справочные службы действуют в интересах покупателя и им же, соответственно, оплачиваются.
Ну и, конечно...
и на них присутствует привычная реклама
вот-вот.
kamikadzedead
Тля, а чего вы хотели? Добро пожаловать в Web_2.0, мать его ити. Я изначально этот долбаный тюбик ненавидел и продолжаю ненавидеть, и если бы не конкурс Навального (где прямым условием был именно канал на тюбике), меня бы там не было.
Что бы я делал? А ничего. С частным сервисом можно сделать только одно — перестать им пользоваться.
Можно ли на Ваш взгляд эффективно бороться с интернет-монополиями, сросшимися с политтехнологами, вроде Google и его региональных подразделений?
Вся эта жирносволочь живёт только за счёт рекламы. Если сделать рекламу уголовно наказуемой, они сдохнут. Вот только, боюсь, жить в эту пору чудесную... э... ну, вы поняли.
Ого! :) Не ожидалось совсем...
Рукописи, оказывается, не только не горят, не только издаются, но еще и обретают звук! Что ж, совсем неплохо. Правда, думаю, немало сил потребовало - разместиться на ютубе-то... Но ничего, это и ютубу совсем не в минус, да и люди видят-слышат того, чьи книжки читали. Ничего плохого тут уж точно нет! Нормально.
Да не так чтобы уж
Разместиться там вообще не проблема, минут пятнадцать на это ушло. Вот снять это всё и смонтировать — это да, пришлось прибегнуть к посторонней помощи, самому осваивать было некогда.
А.В. спасибо за
А.В. спасибо за видео! минимум слов максимум сути! Как по мне так самый коварный это телефонный спам, до сих пор время от времени звонят известные сектанты хотя их эпоха начала 90 вроде как давно прошла но видимо у них затраты неплохо окупаются в итоге. Второе- это то,что через телефон много пожилых разводят. Выход тут наверно один - анонимная симкарта и периодическая ее замена поскольку все что регистрировано по персональным данным легко пробивается в дип вебе, сами же операторы и торгуют инфой.
И ещо небольшое пожелание вам если сочтёте его уместным и будут возможности - прикрутить шифрование(ссл или публичный гпг на директорию обратной связи с вами и форма заказа книг) это было б замечательно! Успехов Вам!
По поводу "кто виноват в спаме"
Постоянно удивляюсь, что никто не обсуждает простого ТЕХНИЧЕСКОГО решения проблемы спама в стиле "бабло побеждает зло". Что нужно? Чтобы рассылка спама не оправдывала затрат на неё. Для этого нужно, чтобы письмо стоило хотя бы 2 рубля. С другой стороны - хотелось бы, чтобы нам почта стоила дёшево (например, не более 10 копеек с письма). Отсюда вывод: почта должна брать 2 рубля с отправителя, забирать себе 10 копеек и делать "кэшбек" 1р90к получателю.
А за (почти) 2 рубля за письмо я их писанину (точнее, заголовки) с удовольствием почитаю. Не то, чтобы деньги огромные, но их достаточно для морального удовлетворения от получения спама.
Это ещё в конце 1990-х предлагали
Ага, вот у меня свой почтовый сервер, у спаммера тоже. Кто с кого и как будет что-то "брать"? Или вы вообще не мыслите интернет без всякой жирной сволочи типа gmail и mail.ru?
Как это кто и с
Как это кто и с кого?
При первой попытке отослать почту Ваш сервер должен сказать серверу спамера "Извини, дорогой, отправителя нет в списке адресов, которые указаны как утверждённые получателем адреса, с которых можно бесплатно принимать почту. Посылай 2 рубля на мой (сервера) счёт в банке, потом приходи с этим письмом".
Может, возможно под это дело криптовалюты приспособить, чтобы не возиться с банками (впрочем, я не разбираюсь в криптовалютах, так что в этом предложении может быть какая-то очевидная глупость). Может, как аварийный вариант — давать разложить простые числа на множители — часа этак на 2 счёта: если человек чётко понимает, кому и зачем он пишет, может заплатить, сжигая электричество.
Дали бы вы это кому-нибудь как курсовую работу...
Два рубля на
Два рубля на счёт в банке? Проблема микроплатежей обсуждается примерно с тех же девяностых, воз где был, там и есть.
Впрочем, раз уж "список утверждённых адресов" выполз, то тут банк и два рубля превращаются в лишнее звено. Достаточно сказать "вашего адреса нет в списке, пройдите на такой-то сайт за дальнейшими инструкциями". А по указанному адресу — страничка с условиями оферты (в частности, прочтение непрошенного письма коммерческого содержания — $1000), кнопкой "я согласен" и капчей. Или даже просто капча, этого уже хватит, чтобы спама стало в сотни раз меньше.
Глупый вопрос
А чем отличаются кнопки "скачать" и "смотреть"? Вроде бы обе начинают скачивать один и тот же файл.
Re: Глупый вопрос
Файл отдаётся с разным mime type. По кнопке "смотреть" тип отдаваемого "документа" —
video/mp4
, а по кнопке "скачать" —application/mp4
.Идея
Судя по реакции общественности на Вашу внешность, первый бьютиблог для программистов-пацанов имел бы колоссальный успех)
Re: Идея
И как вы себе это представляете?
А где положено
А где положено обсуждать ролики, если смотришь без жабоскриптов? (это не "подколка", вариант "на тытрубе" или "вообще не положено обсуждать" вполне устроит)
А прямо тут
Я думаю, можно прямо здесь. На infoviolence.org планируется со временем свой форум, но сейчас все форумные движки, на которые я смотрел, сами чёрт-те на чём написаны и JS генерят, в общем "отказать". Видимо, свой написать придётся.
У него борода и волосы О_о
Теперь я знаю как выглядит Андрей Викторович IRL. Вам бы остальные фото на сайте поменять, а то не соответствуют действительности.
За отсутствие js спасибо конечно, но сайт infoviolence.org/ru/vblog - это violence над моими глазами.
Бугага :)
Действительность изменчива. Впрочем, на задней обложке обоих томов фотка ближе к текущей реальности. А где тут ещё фото? Разве что вот эту вот, которая в заголовке сайта, поменять; ну я на эту тему подумаю.
Про оформление infoviolence — попробовал там цвета пригасить, так лучше? Или в чём-то другом проблема?
А что за
А что за конкурс? :)
А вот:
https://www.navalny.com/p/5415/
Я хочу передать
Я хочу передать слова благодарности и восторга!
Удивительно интересно, даже зажигательно. Лично я ещё не слышал Вашего голоса. Сейчас Ваши книги для меня звучат несколько иначе,
возможно, точнее,
отчётливее!
А вот фразы из роликов я с удовольствием растащу на цитаты. Ведь Вы ясно выразили и мои собственные мысли об опасности информации. И об опасности всевозможных "контейнеров" для информации.
ИМХО Информация сама по себе нейтральна. Но даже включая глюки и прочий астрал/инопланетян, любая информация должна быть принята с согласия получателя. Иначе это не разумно.
О, Боже! Как же я пьян!
Прочитав и, возможно, поняв Ваши книги (естественно в более адекватном трезвому состоянию), я углубился в психологию. Фрейд, Юнг, Ницше... Я просто не могу остановиться.
Я чувствую себя несколько студентом (даже менее: эдаким сказочным дурачком). И, если Вы не против, задам вопрос: "Насколько же сильно программирование связано с психологией, и стоит ли разделять в современном понимании эти сферы деятельности?"
*Капча жесть
Про программирование и психологию
Ну я вот, например, читаю лекционный курс "Парадигмы программирования". И термин "парадигма" объясняю как "стиль восприятия человеком", неоднократно подчёркивая, что она, парадигма эта, живёт не в компьютере, а в голове программиста.
В принципе, наверное, психология связана с любым видом профессиональной деятельности; просто программирование — это самая интеллектовыжимательная из всех существующих профессий, потому и роль психологии здесь так выпирает.
Про капчу -- ну нету другой, нету :( Если зайти в гостевую книгу, там есть возможность зарегистрироваться, а от зарегистрированных пользователей мой сайт капчи не требует.